Новый век и старый мир: впереди - эпоха мировой социальной революции

Над баррикадой – черно- красный флаг!
Туман клубится. Враг сомкнул кольцо,
Сияя касками, сверкая бронзой блях,
Уж дышит нам с тобой он в лицо...

Постой, товарищ - придержи патрон -
Подпустим ближе, чтоб наверняка,
Прицельным ощетиниться огнем –
Уже немного до последнего рывка.

Мы, чуть пригнувшись, катим пулемет
По утренней и влажной мостовой.
Там, впереди залег десантный взвод
И батальон спецназа за спиной.

Последние минуты тишины,
Отвергнуты условья сдачи в плен.
Без революции и классовой борьбы
Не видеть нам, товарищ, перемен!

Как вестник гнева и души пожар,
Как новый день, как отступивший страх -
Бескомпромиссен, яростен и прав
Над баррикадой черно-красный флаг!

27 апреля 1931 г. в помещении профсоюза строителей в Барселоне собрались представители Национальной конфедерации труда (СNТ) и Иберийской анархистской федерации (ФАИ), чтобы обсудить подготовку к первомайской демонстрации и, в частности, решить, под каким же знаменем выступать. Представитель группы «Черное знамя» Гарсия Оливер предложил объединить черное («анархистское») и красное («синдикалистское») знамена в одно. Так и было решено. 1 мая 1931 г. - спустя сто лет после поднятия черного знамени - анархо-синдикалисты вышли на демонстрацию под красно-черным флагом. К середине 30-х гг. он распространился во всех странах, где имелись анархисты, и заменил собой прежнее, красное знамя. Даже Аргентинская региональная рабочая федерация (ФОРА), традиционно выступавшая под красными знаменами, приняла новый флаг.

Бастионом мирового либертарного движения Испания стала не случайно – пролетарская солидарность и классовая ненависть в этой стране были огромны, и идеи взаимопомощи и самоуправления были глубоко укоренены в ее общинных традициях. Испанские бедняки умели отвечать на насилие - насилием, на хозяйский террор - своим террором. Предметом мечтаний испанских пролетариев и величайшей гордостью тех, кто смог его добыть, было оружие. В Испании почти не существовало штрейкбрехерства. Не было никаких пособий по безработице, и безработные (а безработица в Испании порой достигала чудовищных размеров) жили благодаря помощи товарищей. Многие трудяги были неграмотны, и впитывали идеи анархизма от учителей вместе с получением грамоты. «На столе лежало испанское издание книги Кропоткина "Хлеб и воля", - рассказывает Аугустин Сухи в воспоминаниях об Испанской революции. - По вечерам члены коллектива собирались, и один из них читал книгу вслух. Это было новое Евангелие»…

Такой она была, Испания начала прошлого века. Время, когда, говоря словами современного российского историка, чувствовалось, что солидарность и равенство – вот они, совсем на поверхности, что можно разбудить их взрывом, выстрелом или другим шумом бунта небольшого масштаба. Что мир, где все будут вместе работать и помогать друг другу, существует и в сердцах обездоленных, и в реальной повседневной практике. А значит, нет надобности их «революционизировать» - просто начертим на этой почве руну свободы, и навсегда падет золотое заклятие «желтого дьявола»-капитала.

Но зачем сейчас тревожить тени людей, давно покинувших этот мир? Потому что тяжелый труд, бедность и голод не остались в прошлом, они – наша повседневная жизнь. Ключи от настоящего и будущего хранятся в том числе и в прошлом. Мы задаём ушедшим поколениям вопросы, которые стоят перед нами сегодня.

Когда-то Кропоткин и Бакунин писали, что чем лучше пролетариат помнит общинный коллективизм, тем легче ему бороться за социальное освобождение, новую землю и новое небо. В Испании он еще не исчез окончательно – вроде и франкистской диктатуры давно нет, и страна замирает в тисках диктатуры «демократической», а НКТ всё продолжает плестись в русле буржуазной законности. В той же Каталонии современную ситуацию можно описать одним словом: разруха. Молодежь находится без средств к существованию, из-за приватизации образование скоро смогут себе позволить только богатые, работа в массе своей нестабильная и временная, а между тем Каталония считается самым индустриально развитым и процветающим регионом Испании - легко себе представить, что творится в более бедных областях). Мне не жаль Испанию королей и дворян, инквизиторов и конкистадоров, но где же та, другая Испания, столько раз восстававшая за землю и волю? Может быть, лишь анархисты прошлого были смелыми людьми и смотрели в будущее, а нынешние боятся злить хозяев жизни? Может, их взоры обращены в прошлое, которое они сами для себя мифологизировали, и они уютно себя чувствуют в роли плакальщиков по великой истории? Не сломана ли навсегда, безвозвратно, способность испанской бедноты переходить от протеста к сопротивлению, а с ней и воля к жизни, сила и способность думать?

К счастью, не всё так плохо. В той же НКТ есть самые разные люди, к тому же далеко не все анархисты Испании состоят в ней, да и не Испанией единой. В Греции целое поколение молодых трудящихся ничего не видит кроме того тупикового будущего, которое уготовил им упадок капитализма. Большинству студентов приходится подрабатывать в нескольких местах, чтобы продолжать учебу; как правило, это низкооплачиваемая, неофициальная работа с серой зарплатой, что влечет за собой ущемление трудовых прав, в частности, отсутствие социального обеспечения и неоплаченные сверхурочные часы. Молодые люди зачастую вынуждены жить под родительским кровом до 35 лет, поскольку не в состоянии снимать отдельное жилье. 23 % безработных в Греции составляет молодежь (в возрастной категории 15-24 лет официально незанятых 25,2 %). Эти студенты чувствуют себя совершенно незащищенными: полицейские стреляют в них, образование оборачивается ловушкой, работы нет, политикам они не верят. Охватившая молодое поколение безработица, трудности, с которыми оно сталкивается, вступая на рынок труда, вполне естественно порождают чувство незащищенности и недовольства. Тем временем мировой кризис ведет к новым волнам массовых увольнений. И так за годом год, в разных странах – в Греции и Турции, Италии и Чили…

А еще Бразилия. Мало где еще в мире можно видеть такое контрастное сочетание баснословного богатства и чудовищной нищеты! Небоскребы из стекла и бетона, роскошные отели, рестораны, особняки и дорогие автомобили придают Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро современный облик. Но вся эта паразитическая роскошь доступна лишь для капиталистов. Слова из работы Кропоткина «Хлеб и воля» о том, как «рабочий со своей семьёй задыхается в трущобе, из окна которой ему виден дворец богача», применимы здесь в буквальном смысле. Миллионы людей в сельской местности не имеют земли, в то время как 50% полезных сельскохозяйственных площадей принадлежат 1% населения. Батраки гнут спину на полях за мизерную плату, но многие, отчаявшись найти даже такую работу, вынуждены отправляться в города в поисках случайных заработков, пополняя население огромных трущоб-фавел. В 1970–1990 гг. в города мигрировали около 30 миллионов бразильцев – но если всё это время шло бурное развитие промышленности, то сегодня в крупных городах Бразилии растет безработица. Целые кварталы хижин, лачуг и бараков. Узкие грязные улицы – место игр детишек из пролетарских семей, для которых нет никаких школ или детских садов в пределах досягаемости. Газа нет, водопровода нет, электричество подключают нелегально, канализации нет, мусор не вывозится. Из-за отсутствия элементарных норм коммунального хозяйства в фавелах нередко бывают пожары и несчастные случаи. В них абсолютно не соблюдаются простейшие санитарные и экологические требования. Жизнь жителя трущоб не стоит в Бразилии ничего. Так, два года назад сообщалось, что после того, как во время социальных волнений в Рио один из бедняков убил полицейского, копы ворвались в район трущоб Новая Голландия и застрелили как минимум 8 человек просто пытаясь поймать подозреваемого. Сносы и выселения фавел под постройку объектов к чемпионату мира по футболу 2014-го – это вообще отдельная история. «Я бы поменял 10 стадионов на одну достойную больницу в этой стране», - было написано на плакатах тех, кто выступал против этого мероприятия.

Доведенная до отчаяния нищетой, безработицей и полицейским террором, беднейшая молодежь стран южной Европы и Латинской Америки становится массовой социальной базой анархистского движения. Всё более серьезную угрозу представляет оно для господства капиталистов и правительств. «Свобода похожа на рассвет. Многие предпочитают в это время поспать, но есть те, кто просыпаются еще ночью, чтобы ничего не пропустить», как сказал один автор, когда-то бывший революционером. Солдаты низов строятся в черные колонны и ждут часа, когда война или экономическая катастрофа приведет к возрождению революционно-социалистического сознания у самых широких масс бедноты.

Да, мы – молодость этого мира. Мы не развязывали войны, не закрывали предприятия, не грабили собственное население. Мы лишь сидели на руинах, учились писать на стенах и расплачивались за чужую жадность. Они приучали нас жить по своим правилам. Многих даже научили. Но в нас осталось все то, что они разменяли на гривенники. Принципы, надежды, мечты. Теперь они пытаются спекулировать и на них. Создают молодежные отделения своих пустых партий, кормят нас жвачкой про внешних врагов, убеждают, что без них будет хуже. Они нас боятся, потому что знают – именно молодые во все времена переворачивали мир. Это мы громим банки и деремся с полицией. Это наша ярость, не находя иного применения, рождает агрессию футбольных фанатов. Это наши проценты в любом предвыборном опросе «не определились, кому отдать свой голос». И они радуются где-то внутри, когда социологи твердят о демографической яме. Им не хочется, чтобы нас было много.

Мы знаем, как они нас называют: «маргиналы», «двоечники», «хулиганы», «бездельники», «преступники». И знаем всё, что они о нас думают – что мы им завидуем, что мы не понимаем человеческой природы, что мы не способны ни к чему созидательному. Им хочется в это верить. Но говорят они так лишь потому, что нас боятся. Потому что мы о них думаем еще хуже. И их будущее – в наших руках. Как бы они ни хотели думать обратное...

За шумом и гамом официальных СМИ редко угадываются действительно важные новости. И все-таки в мире есть то, настоящее, подлинные события. Сквозь дым нового времени просматриваются первые предвестники будущего нового общества – это и революционные рабочие советы восстания в Иракском Курдистане в 1991-ом, это и «комитеты национального спасения» в 1997-ом, когда Албания на короткое время покрылась небольшими «республиками свободных советов», и конечно же органы прямой демократии, «народные ассамблеи», в аргентинском восстании 2001-го… Их сменили черные и черно-красные знамена восстания в Греции 2008-го и Турции 2013-го – и снова ассамблеи в Афинах и огромная Таксимская коммуна в Стамбуле… Вот опять огонь пожаров, опять знамена цвета земли и крови, опять баррикады, опять народные ассамблеи – это восстает Бразилия в 2013-2014… Затем – «пленумы» в восставшей Боснии, пролетарские, беспартийные… Чем было каждое из этих событий - революционной бурей, сметающей всё на своем пути? Пока нет – но и не просто легким дуновением ветерка. Скорее, аналог летней грозы пыльной душной ночью…

Социальная революция – страшная, но прекрасная вещь. В ходе нее самые обычные люди начинают управлять своей жизнью, сознательно творить историю, отказываясь безропотно сносить рабский удел, показывая, что господство властных и богатых может быть поколеблено, что бесправные и неимущие могут быть хозяевами своей земли, все богатства которой созданы ими. Именно поэтому она исполнена смысла и красоты. И главное - не стоит парализовывать свою волю к действию воспоминаниями о печальной судьбе социальных революционеров прошлого, не сумевших построить общество, к которому стремились. Они и не могли его тогда построить - ведь в распоряжении человечества еще не было современных технических средств, которые делают возможным избавиться от разделения труда на управляющий и исполнительский. Компьютерные системы позволяют любому количеству людей на равных принимать решения в масштабе всего общества, а также постоянно и тщательно контролировать любых делегатов, избираемых для выполнения этих решений. Автоматизация производства способна избавить людей от рутинной изнурительной работы. А поскольку мировая экономика сейчас стала намного более единой системой, чем 50 или 100 лет назад, пролетарская революция сможет сравнительно быстро охватить по крайней мере многие развитые капиталистические страны, и прибежище для тех, кто встанет у нее на пути, найдется разве что в горах Афганистана или джунглях Центральной Африки.

Наша группа

Разделы

    (36) (23) (22) (19) (19) (19) (18) (17) (17) (17) (14) (13) (13) (13) (12) (12) (10) (10) (8) (7) (6) (6) (6) (6) (6) (5) (5) (5) (5) (5) (4) (4) (4) (4) (4) (4) (4) (3) (3) (3) (3) (3) (3) (3) (3) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1)