О греческом движении ассамблей

 Публикуем наш перевод статьи о формах самоорганизации социальных низов Греции, которые можно с полным правом назвать одним из прообразов грядущей социальной революции против капитализма (с оригиналом можно ознакомиться по ссылке: https://robertgraham.wordpress.com/2015/01/13/the-ass..). Материал весьма интересный, но следует отметить, что без специальной технологической базы такое самоуправление возможно лишь в относительно небольших коллективах (на что справедливо обращает внимание сам автор), для организации же всего общества на таких началах необходима компьютеризация принятия решений, дающая возможность любому количеству людей проголосовать по любому вопросу с минимальной затратой времени. Также автор высказывает сожаление по поводу того, что это движение до сих пор не добилось конкретных результатов – но на наш взгляд, это даже к лучшему, поскольку в противном случае у его участников могла бы возникнуть иллюзия о том, что можно добиться нормальных условий жизни и без свержения эксплуататорского строя. Те же вещи, которые работа в таких ассамблеях реально может дать своим участникам – опыт самостоятельного действия и самостоятельного принятия решений на принципах коллективизма и равенства – она и так прекрасно дает, и это самое основное. Ну и, наконец, особенно радует то, что эти коллективы вовсе не пытаются встроиться в буржуазное «гражданское общество» в качестве легальной полуоппозиционной-полуфилантропической силы, а противопоставляют себя ему и стремятся к его разрушению – потому что невозможно разрушить буржуазную систему, будучи ее частью и играя по ее правилам. И греческий товарищ сделал совершенно верный вывод, что когда экономические и социальные катастрофы, которые несет наша неспокойная эпоха упадка капитализма, заставят массы греческих трудящихся сбросить с себя оковы старого мира и подняться на социальную революцию, именно с помощью таких структур можно будет перестроить жизнь по-новому. До тех же пор, пока это не произошло, мы должны приобретать полезные для революционного дела навыки в борьбе за свои непосредственные элементарные права и интересы и строить неподконтрольные капиталу и государству институты «революционного гражданского общества», чтобы при возникновении революционной ситуации перейти в наступление - максимально распространить свою программу в массах, что и приведет к тотальному уничтожению буржуазных отношений. И если экономический крах в Албании в 1997-ом и в Боснии в 2014-ом привел лишь к слепым бунтам без какой-либо антикапиталистической программы, то можно не сомневаться: случись то же самое совсем рядом от них, уже бы прогремела на весь мир пролетарская революция, первый шаг на пути к всемирному восстанию - с таким сплоченным и закаленным в боях пролетариатом как в Греции это было бы почти так же неизбежно, как неизбежен восход солнца.
 
Движение ассамблей

Идея районных ассамблей массово распространилась после декабря 2008 г. Смерть Алексиса и последовавшие за ней недели бунтов, столкновений и захватов, как и кислотная атака на работницу Константину Куневу, шокировали общество. Общая характеристика этого восстания - с одной стороны, отсутствие каких-либо требований или просьб о реформах, и, с другой стороны - аспект децентрализации во всех районах Афин и, сразу же после этого, в стране в целом. После декабря 2008-го динамика акций и столкновений в городских центрах достигла своего предела и сместилась в кварталы. Идея с ассамблеями поначалу заключалась в том, чтобы получить место для встреч, не имея какой-либо конкретики кроме воли к участию в коллективных вопросах. Это был путь продолжить отношения, возникшие в ходе восстания. Многие ассамблеи были созданы в это время, но только четыре из них продолжили функционировать непрерывно. Остальные были вновь созданы, когда социальное движение снова вспыхнуло, как это случилось в 2011 году, когда в Афинах было около сорока ассамблей.

Ассамблея VKP (Vyronas, Kaisariani, Pangrati) была создана в районах, имеющих долгую историю народных восстаний: один из них был красным районом во время Сопротивления, районом, в котором нацисты никогда не могли одержать победу. С течением лет эта традиция была прервана - как в результате обуржуазивания населения, так и из-за того, что государство построило там казармы вооруженных полицейских. Сегодня эти три квартала имеют разнообразное население, но в целом они являются довольно зажиточными. Ассамблеи в VKP были и до 2008 г., созданные в ходе борьбы за общественное пространство. Первая из них была сформирована при выступлениях против проекта по строительству театра в центре парка. Кроме брусчатки и цемента (а ведь Афины входят в число европейских городов с наименьшим количеством зеленых насаждений) это означало, что театр будет сдаваться в аренду частным компаниям, которые будут поднимать цены на билеты выше крыши. Благодаря этой мобилизации, проект был отменен, и ассамблея продолжила существовать, и даже до сих пор существует, организовывая мероприятия для детей, баскетбольные турниры и свободное кафе в парке в первое воскресенье каждого месяца. Очень активно участвует в жизни района, распространяя боевую пропаганду в школах, организовывая открытые фестивали с участием иммигрантов, а также участвуя в акциях солидарности с людьми, арестованными на демонстрациях во время всеобщих забастовок. Также много людей привлекла борьба против проекта строительства тоннеля и шоссе, который бы разрушил часть горы Имитос, одни из последних зеленых насаждений в городе, расположенные к востоку от центра. Было много демонстраций в непосредственной близости от горы, блокад объездных путей и других акций, в результате чего проект забросили. Для людей из VKP этот опыт стал как отправная точка. Позже, во время декабрьского восстания 2008 года, они заняли муниципальный молодежный центр на несколько дней, и быстро созвали собрание. После недельных ассамблей в трех районах, люди решили арендовать это место для встреч.

Первомай в Афинах 2014
Мы участвуем в двух видах деятельности: с одной стороны, мы защищаем себя от атак системы и, с другой стороны, разрабатываем проекты и образ жизни, которые кажутся подходящими для нас. Например, в 2010 году была первая попытка координации с другими ассамблеями и либертарных коллективов, участвовавшими в своих районах в борьбе против увеличения тарифов в общественном транспорте. Мы договорились, что каждая ассамблея будет одновременно организовывать демонстрации в метро и на автобусных станциях. Были распространены брошюры, разгромлены билетные автоматы, и мы предложили самосокращения, чтобы поставить под сомнение мнение властей, заключавшееся в высказывании, что общественный транспорт - просто еще один товар, который должен быть прибыльным. Мы предприняли попытку объединиться с рабочими общественного транспорта, но это было трудно. В профсоюзе водителей автобусов большим влиянием пользуются неонацисты из Золотой Зари.

Позже, мы участвовали во всех всеобщих забастовках с 2010 года, которые были жестоко подавлены. В ходе одной из таких забастовок свиньи напали на марш районных ассамблей, отправив одного человека в больницу в состоянии комы (он чуть не умер) и тяжело ранив других. Этот опыт свел нас вместе и укрепил нашу решимость. Мы блокировали супермаркеты и торговые центры города, чтобы превратить забастовку в реальный удар. Мы также попытались окружить парламент Греции, когда депутаты голосовали во втором туре за меры жесткой экономии. Районные ассамблеи играли важную роль в этих демонстрациях. Мы также старались поддерживать постоянное присутствие в районе, организовывая демонстрации, коллективные кухни и культивирование захваченных садов с целью обеспечения продовольственной самодостаточности. Провели также раз в месяц бартерный рынок сразу в нескольких кварталах. У нас также есть конференц-зал с библиотекой, которая открыта для района, в котором мы организовываем различные виды деятельности, дебаты и переговоры.

Все эти меры предпринимаются для разрыва с индивидуализмом и пессимизмом, которые охватили Грецию с наступлением кризиса, для борьбы с социальным каннибализмом косвенно содействующим государству в решении кризиса. Посредством этих практик мы пытаемся стимулировать развитие отношений, основанных на равенстве и солидарности. Район - очень плодовитое пространство для этого, тем более, что в Афинах городские районы по-прежнему весьма противоречивы в социальном плане, что позволяет установить неожиданные связи.

Мы столкнулись с проблемой недостатка пищи - с тех пор мы открыли коллективные кухни. Мы наладили контакты с другими ассамблеями, у которых были подобные проблемы, и в течение этого времени большая площадь в соседнем районе была занята виллой с пахотными землями. Решили созвать новую ассамблею, полностью посвященную этому вопросу. Такая же ассамблея теперь отвечает за возделывание земли для снабжения коллективных кухонь четырех районов, сотрудничающих по этому проекту. Мы по-прежнему далеки от самодостаточности в отношении продуктов, но это первый шаг. Сад находится под угрозой выселения. Выселение из захваченных пространств участилось в Афинах с начала 2013-го.

Некоторые люди говорили на собрании, что в районах слишком много иммигрантов и с этим надо что-то делать. Это риск, который мы должны принять при участии в открытых движениях. Иногда во время акций бывают даже вспышки сексизма. Единственный способ борьбы с этим - это говорить с людьми. Как правило, они понимают, а если нет, то уходят. Однако, однажды на районной ассамблее, созванной чтобы воспрепятствовать строительству вышек сотовой связи, появились двое фашистов (само собой разумеется, что они принадлежали к Золотой Заре). Но мы знали о них, потому что в небольшом районе все всё знают. Единственное, что мы могли сделать - это сказать им, что им не рады.

Марш анархистов в Афинах
С тех пор они получили места в парламенте, и благодаря поддержке, которую они получили в результате этого, Золотая Заря открыла офисы по всей Греции. Каждый раз, когда они открывают новый офис, проходят протесты и демонстрации, зачастую приводящие к столкновениям с полицией. Без защиты полиции фашисты не смогли бы сохранить свое присутствие в районах. К счастью, по крайней мере сейчас, у них есть только два действительно активных районных комитета в Афинах. В некоторых рабочих районах, таких как те в западной части Афин, возле Пирея, они пользуются определенным влиянием. Однако, в этих районах, районные ассамблеи открыто противостоят им. В нашем районе нет ни фашистов, ни охоты на иммигрантов, но это обусловлено, в том числе, нашим присутствием и постоянной бдительностью. На мой взгляд, антифашистская борьба включает в себя больше, чем построение наших собственных структур и желаемого нами мира – который по существу является антифашистским – чем в осуждении их на словах.

В мае 2011 года, следуя по стопам движения indignados [в Испании], и оккупации площади Синтагма, была вторая волна ассамблей в Афинах. В нашем районе, бойцы из части левых радикалов, призвали к созданию другой ассамблеи, в которой мы тоже участвовали. Вскоре, однако, между нами возникли большие расхождения. Если ты хочешь создать пространство для диалога с людьми, которые действуют патерналистски и снисходительно, как лидеры, ты обязательно будешь иметь конфликты. В течение этого периода ассамблеи были завалены требованиями, такими как предложение национализировать банк Греции. Люди, которые хотели открытой дискуссии, вскоре потеряли интерес, и это вторая волна просуществовала не очень долго. Ассамблеи, управляемые левыми, не могли или не хотели предлагать конкретные требования, касающиеся здравоохранения, образования или продовольственной безопасности. Короче говоря, они не пытались продвигать другой образ жизни, вне капиталистической системы, которая рушит все вокруг нас. Нужна ли нам национализация банка? Это не подходящий вопрос, на мой взгляд.

Третья волна ассамблей прошла, когда государство ввело специальный дополнительный налог по счетам каждого за электроэнергию: «кто не платит налог, будет отключать себе электричество». Налог и попытки борьбы с ним выделили различия между ассамблеями. Некоторые из них состояли из людей, обеспокоенных тем, отключат ли им электричество, и просто просивших более политически активных участников решить проблему для них. Некоторые приняли эту роль, хотя это означало отказ от горизонтальной организации в пользу логики делегирования.

Наша ассамблея также обратилась с призывом организоваться вокруг вопроса об этих специальных налогах. Это было очень динамично и на самом деле довольно радикально: наши районы не должны были подвергнуться отключению электроэнергии, хоть из-за неуплаты налога, хоть по любой другой причине. Для нас электричество жизненно важно.

Ассамблея отправилась в налоговые органы и заставила компанию, привлеченную к осуществлению отключений электричества, оставить район. Позже, мы пошли к местной штаб-квартире энергетической компании, чтобы отрезать ей электричество. Сегодня мы создали районные патрули, чтобы не допускать техникам из энергетической компании отключить нам электроэнергию. На данный момент, это основная борьба, которую ведут ассамблеи, наряду с антифашистской борьбой.

Движение ассамблей во многом обязано тому, что происходило в Аргентине. Хотя прямой связи и нет, но влияние вполне реальное. Во время первых всеобщих забастовок мы были вдохновлены аргентинским опытом, а затем и тунисские и египетские событиями. Другим важным источником влияния были движения самовосстановления в Италии 70-х - группы, организованные, чтобы не платить арендную плату, счета за электричество или за проезд в транспорте. В нашей ассамблее, в частности, многие люди были вдохновлены борьбой сапатистов в Мексике и их стремлением к автономии. Мы участвуем в акциях солидарности с этой борьбой в нашем районе.


Один общий момент, который присущ этим разным источникам вдохновения, представленный в ассамблеях – это стремление к горизонтальной организации, без политических партий: хотя партийные активисты и представлены в ассамблеях, они участвуют только как личности, без ярлыков. Политическая основа ассамблей – автономия и стремление к созданию структур за рамками капитализма, основанных на разделении и солидарности. В нашей ассамблее есть основные позиции, выработанные после долгих дискуссий. Мы всегда ищем консенсус для того, чтобы найти способ вместе двигаться вперед.

В Греции гораздо меньше веры в ведомства, в идею общественного договора и представительства, чем во Франции. Это благодатная почва как для антиавторитарных, так и для гиперавторитарных идей. Гораздо легче установить связь на общих основаниях с людьми разных политических взглядов, чем во Франции. С другой стороны, однако, также существует опасность стать закрытой группой: нескончаемой задачей является поиск путей поддержания ассамблей открытыми для недавно прибывших.

После восстания 2008-2009 гг. мы постоянно пытаемся быть в курсе того, что происходит. То, что районные ассамблеи еще раз внесли как возможность, не должно было точно ограничивать наши требования вещами, которые отняли у нас, и вместо этого двигаться к миру, который мы хотим создать. Но есть много препятствий - репрессии, которым подвергаются политические активисты, подъем Золотой Зари, взрыв безработицы и постоянное насилие по отношению к иммигрантам мешает нам посвятить себя программе, как будто ничего не происходит. 

Митинг в годовщину гибели Алексиса Григоропулоса (молодого
анархиста, убитого ментами в декабре 2008, что
спровоцировало массовые народные бунты по всей Греции)
Одним из слабых мест движения является то, что моменты его восстановления никогда не приносят никаких конкретных результатов. Одним из таких моментов была генеральная ассамблея районных ассамблей. В ноябре 2011 года все существующие ассамблеи были созваны в одну: сорок в Афинах, четыреста представителей и хорошая динамика. Но они быстро выдохлись. Это не принесло никаких конкретных побед, и стало источником разочарования, создавая ощущение поражения, которое очень остро в настоящее время. Это чувство также отчасти вызвано тем, что районные ассамблеи не дают жизнеспособных решений для организации повседневной жизни. Стремление создать структуры, основанные на самоорганизации и автономии, создает многочисленные вопросы: как они могут быть построены, одновременно выходя за рамки логики благотворительности и меценатства? Как мы можем создать нашу собственную автономию в окружающей среде, в которой все у нас отнято, где мы ничего не можем производить для себя, особенно в городских условиях? Что мы должны сделать, чтобы заставить людей действительно участвовать? Когда мы организовываем коллективные кухни или бартерные рынки, мы должны постоянно объяснять, что это не просто распространение услуг.

Я не думаю, что есть действительно убедительный ответ на эти проблемы, мы должны быть терпеливы. Путь, который я вижу - в очень больших ассамблеях люди склонны делегировать полномочия другим и принять представительство малой группы, в то время как при наличии более личных отношений и большего числа контактов, соответственно, есть больше равенства в участии. Это вопрос отношений. Не так много людей, думающих, что мы можем жить без чьей-либо помощи, без консенсуса и диалога в основе, и что мы можем переделать к лучшему нашу жизнь на индивидуальной основе.


Однако, у меня такое впечатление, что как государственной и экономической системе придут упадок и конец, поднимутся более "серые зоны", и другие модели организации и взаимоотношений станут возможными. Ассамблеи будут играть решающую роль в этом. Мы должны не просто хранить огонь, но и распространять пожар дальше. Новые структуры возникают в Греции с каждым месяцем. С этой точки зрения, движение на правильном пути.

Похожие материалы по теме:

Аргентинский февраль:
http://revtribuna.org/?p=150

Греция обращается к самоуправлению:
http://aitrus.info/node/4082

Греция: народная ассамблея на площади Синтагма в Афинах
http://aglob.info/articles.php?article_id=2899

Заявление народной ассамблеи в Афинах о полицейском расизме:
https://avtonom.org/news/gretsiya-zayavlenie-narodnoi..

Таксимская коммуна в Стамбуле:
www.aitrus.info/node/3098

Пленумы - народные ассамблеи в Боснии:
http://revkramola.blogspot.com/2014/02/blog-post_19.h..

Новые социальные движения в Боснии:
http://www.aitrus.info/node/4063
Перевод товарища анархиста

Наша группа

Разделы

    (36) (23) (22) (19) (19) (19) (18) (17) (17) (17) (14) (13) (13) (13) (12) (12) (10) (10) (8) (7) (6) (6) (6) (6) (6) (5) (5) (5) (5) (5) (4) (4) (4) (4) (4) (4) (4) (3) (3) (3) (3) (3) (3) (3) (3) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (2) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1)